ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИЙ ПО УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Кориченский А.Н., Шевелев А.Н.

Лаборатория ТМ НИМИЦ «НОРТ» НАН Украины, МНПО «Медбуд», Киев


Введение. Дистанционное обучение – это разновидность учебного процесса или одна из составляющих учебного процесса. Главной особенность является то, что преподаватель и слушатели разделены географически, то есть находятся друг от друга на расстоянии. Подобные лекции с передачей данных на расстояние на сегодняшний день, как правило, требуют специального дорогостоящего оборудования, подготовленную аудиторию, Интернет-каналы с высокими скоростными характеристиками и пропускной способностью. На сегодняшний день такого рода лекции получили название вебинар и не являются редкость в сети Интернет, но не учитывают особенности учебного процесса ультразвуковой диагностики и специфику аудитории.


Цель. Нами представлена разработка, в которой проводится цикл Интернет-лекций по различным направлениям ультразвуковой диагностики на базе Школы ультразвуковой диагностики Украинского Допплеровского клуба. Основными задачами организации процесса удалённого обучения были поставлены следующие ключевые направления:

1) максимальное упрощение и оптимизация системы

2) удобство работы лектора и полнота представляемого материала

3) качественное обслуживание максимально возможного количества удаленных слушателей.


Материалы и методы. Для проведения этих лекций были выбраны тематические курсы, которые читались разными преподавателями на разные темы в конференц-зале Украинского Доплеровского Клуба:

- Волик Н.К. Патология эндометрия и полости матки. (дважды)

- Гуч А.А.Ультразвуковая диагностика варикозной болезни. Малая подкожная вена.

- Макарова Е.А. Клиническая нейросонография в диагностике перивентрикулярной лейкомаляции.

- Дынник О.Б. Принципы гемодинамической трактовки допплеровских исследований.

Для всесторонней поддержки процесса удалённого обучения был разработан специальный интерфейс и технология подготовки, трансляции и демонстрации учебного материала. В рамках разработанной технологии предусматривается предварительное размещения лекционного материала на специальном выделенном сервере. Это позволило эффективно управлять процессом подготовки материала и его демонстрацией. По ходу работы формируется база данных представленного материала и его дальнейшая обработка, например, для публикаций.

Для полномасштабного проведения Интернет-лекции были организованы основные и дополнительные согласованные специализированные информационные потоки:

- видео – непосредственно материалы лекции, презентация

- видео – изображение самого лектора,

- аудио – голос лектора,

- обратная связь со слушателями организована в виде переписки (форум),

- дополнительное видео — положение датчика

- дополнительное видео — экран УЗД аппарата

Информационные потоки поддерживаются цепочкой ВЕБ-серверов и видео-серверов. Количество этих серверов минимизировано, в тоже время имеется возможность гибкой настройки и привязки системы для конкрентых условий или нестандартных конфигураций.

Базовая лекция в виде Power-Point Presentation предварительно преобразуется в ipg-формат стандартными средствами этой программы и размещается на сервере. При этом никакой разницы в процессе чтения лекции ни для преподавателя, ни для слушателей в зале не было. Удаленные слушатели подключались самостоятельно через стандартные Интернет-браузеры.


Результаты и обсуждение. Проведено 5 лекций. К данным лекциям подключалось в среднем от 16 до 54 слушателей, в зависимость от темы лекции. Наиболее важный компонент в процессе Интернет-лекции – это аудио, звук. На сегодняшний день ограничения для потока с передающей стороны нет, количество участников, подключившихся к лекции, на скорость влияло. Как правило, нет проблем у слушателей с прослушивание голоса лектора. Этот режим работы способны поддерживать практически все типы подключения к Интернету.

Положительные отзывы удаленных слушателей ясно показали, что качество получения удаленных материалов в он-лайн режиме их устраивает и, в основном, зависит от технических возможностей самих удаленных слушателей – мощности персонального компьютера, пропускной способности Интернет-провайдера и пр. Слушатели имеют возможность сами управлять всеми каналами данных и настроить весь поток оптимальным для себя образом без потери качества лекционного материала


Выводы. Принято решение продолжить трансляцию интернет-лекций. Организовать регулярную трансляцию вебинаров. Расширять сетку вещания. Развить использование дополнительных видео-потоков. Рекомендовать систему удалённого обучения для других смежных специалистов и курсов последипломного и непрерывного обучения. Создать постоянно действующий ресурс интернет-радио «Эхо Допплерографии» на веб-странице УАФУД www.ultrasound.net.ua.