ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИЙ ПО УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Кориченский А.Н., Шевелев А.Н.
Лаборатория ТМ НИМИЦ «НОРТ» НАН Украины, МНПО «Медбуд», Киев
Введение. Дистанционное обучение – это разновидность учебного процесса или одна из составляющих учебного процесса. Главной особенность является то, что преподаватель и слушатели разделены географически, то есть находятся друг от друга на расстоянии. Подобные лекции с передачей данных на расстояние на сегодняшний день, как правило, требуют специального дорогостоящего оборудования, подготовленную аудиторию, Интернет-каналы с высокими скоростными характеристиками и пропускной способностью. На сегодняшний день такого рода лекции получили название вебинар и не являются редкость в сети Интернет, но не учитывают особенности учебного процесса ультразвуковой диагностики и специфику аудитории.
Цель. Нами представлена разработка, в которой проводится цикл Интернет-лекций по различным направлениям ультразвуковой диагностики на базе Школы ультразвуковой диагностики Украинского Допплеровского клуба. Основными задачами организации процесса удалённого обучения были поставлены следующие ключевые направления:
1) максимальное упрощение и оптимизация системы
2) удобство работы лектора и полнота представляемого материала
3) качественное обслуживание максимально возможного количества удаленных слушателей.
Материалы и методы. Для проведения этих лекций были выбраны тематические курсы, которые читались разными преподавателями на разные темы в конференц-зале Украинского Доплеровского Клуба:
- Волик Н.К. Патология эндометрия и полости матки. (дважды)
- Гуч А.А.Ультразвуковая диагностика варикозной болезни. Малая подкожная вена.
- Макарова Е.А. Клиническая нейросонография в диагностике перивентрикулярной лейкомаляции.
- Дынник О.Б. Принципы гемодинамической трактовки допплеровских исследований.
Для всесторонней поддержки процесса удалённого обучения был разработан специальный интерфейс и технология подготовки, трансляции и демонстрации учебного материала. В рамках разработанной технологии предусматривается предварительное размещения лекционного материала на специальном выделенном сервере. Это позволило эффективно управлять процессом подготовки материала и его демонстрацией. По ходу работы формируется база данных представленного материала и его дальнейшая обработка, например, для публикаций.
Для полномасштабного проведения Интернет-лекции были организованы основные и дополнительные согласованные специализированные информационные потоки:
- видео – непосредственно материалы лекции, презентация
- видео – изображение самого лектора,
- аудио – голос лектора,
- обратная связь со слушателями организована в виде переписки (форум),
- дополнительное видео — положение датчика
- дополнительное видео — экран УЗД аппарата
Информационные потоки поддерживаются цепочкой ВЕБ-серверов и видео-серверов. Количество этих серверов минимизировано, в тоже время имеется возможность гибкой настройки и привязки системы для конкрентых условий или нестандартных конфигураций.
Базовая лекция в виде Power-Point Presentation предварительно преобразуется в ipg-формат стандартными средствами этой программы и размещается на сервере. При этом никакой разницы в процессе чтения лекции ни для преподавателя, ни для слушателей в зале не было. Удаленные слушатели подключались самостоятельно через стандартные Интернет-браузеры.
Результаты и обсуждение. Проведено 5 лекций. К данным лекциям подключалось в среднем от 16 до 54 слушателей, в зависимость от темы лекции. Наиболее важный компонент в процессе Интернет-лекции – это аудио, звук. На сегодняшний день ограничения для потока с передающей стороны нет, количество участников, подключившихся к лекции, на скорость влияло. Как правило, нет проблем у слушателей с прослушивание голоса лектора. Этот режим работы способны поддерживать практически все типы подключения к Интернету.
Положительные отзывы удаленных слушателей ясно показали, что качество получения удаленных материалов в он-лайн режиме их устраивает и, в основном, зависит от технических возможностей самих удаленных слушателей – мощности персонального компьютера, пропускной способности Интернет-провайдера и пр. Слушатели имеют возможность сами управлять всеми каналами данных и настроить весь поток оптимальным для себя образом без потери качества лекционного материала
Выводы. Принято решение продолжить трансляцию интернет-лекций. Организовать регулярную трансляцию вебинаров. Расширять сетку вещания. Развить использование дополнительных видео-потоков. Рекомендовать систему удалённого обучения для других смежных специалистов и курсов последипломного и непрерывного обучения. Создать постоянно действующий ресурс интернет-радио «Эхо Допплерографии» на веб-странице УАФУД www.ultrasound.net.ua.