Особенности сестринского процесса и подготовки среднего медицинского персонала в ультразвуковой диапевтике
Особенности сестринского процесса и подготовки среднего медицинского персонала в ультразвуковой диапевтике
Зубов А.Д., Донцова О. И., Терехова Т. Г.
Донецкое областное клиническое территориальное медицинское объединение, Диагностическая служба
Ультразвуковая диапевтика (УД) – молодое, интенсивно развивающееся направление в медицине, находящееся на стыке нескольких специальностей, ведущими из которых являются УЗИ и хирургия. И если на сегодняшний день уже существует система подготовки врачей УД, то подготовка медицинских сестер и организация сестринской работы в подразделениях УД является открытым вопросом.
Поскольку отделы (кабинеты) УД могут создаваться как самостоятельные структуры, так и в составе иных структурных подразделений ЛПУ, штат среднего персонала комплектуется исходя из статусности отдела (кабинета): амбулаторный или стационарный хирургический, при отделении лучевой диагностики (УЗД), специализированном отделении (например, урологическом) и пр.
Целью данной работы явилось обобщение опыта организации сестринского процесса в хирургическом отделе ДС ДОКТМО, на протяжении 17 лет работающего в области интервенционного ультразвука.
В соответствии со штатным расписанием количество медицинских сестер в отделе соответствует количеству врачей. При наборе предпочтение отдавалось операционным сестрам, однако принимались и медсестры иных специальностей (рис. 1). Медсестры, не работавшие ранее в операционной, прошли курсы специализации для хирургических сестер.
Как показал опыт работы, ни в одном случае навыки предшествующей профессиональной деятельности и пройденные курсы специализации (или повышения квалификации) не были достаточными для работы в отделе УД. Наименьшие трудности в профессиональной адаптации испытывали операционные сестры. Однако и медсестры другого профиля или без предшествующей работы в практической медицине во всех случаях успешно освоили необходимые профессиональные навыки.
Рис. 1.
Квалификация сестры медицинской на момент приема в отдел УД (на примере хирургического отдела ДС ДОКТМО).
* в группу «другие специальности» вошли: фельдшер «Скорой помощи», м/с детской реанимации, анестезистка.
В обязанности сестры медицинской отдела УД входит:
1. Подготовка рабочего места в соответствии со стандартами для манипуляционного кабинета. В частности, в подготовку входит:
1.1. накрытие стерильного стола для минимально инвазивных операций / манипуляций с учетом типа и специфики вмешательства;
1.2. подготовка ультразвукового сканера;
1.3. Подготовка смотрового (операционного) стола.
2. Оформление документации пациента: заведение амбулаторной карты, при необходимости – оформление направления в стационар.
3. Работа с врачом при хирургическом осмотре, в т.ч. с использованием УЗД, оформление протокола приема и консультативного заключения.
4. Работа с врачом во время операции / манипуляции под ультразвуковым контролем (с соблюдением требований асептики и антисептики):
4.1. подача инструментов и материалов;
4.2. при необходимости – ассистенция в качестве УЗ-аппликатора – обеспечение УЗ-визуализации зоны интереса;
4.3. прием аспирата, биоптата, помещение в контейнер для отправки в цитоморфологическую лабораторию;
4.4. наложение асептической повязки на кожу в зоне вмешательства;
5. Оформление протокола операции и направления материала в цитоморфологическую лабораторию.
Таким образом, медсестра отдела УД выполняет функции, относящиеся к обязанностям медсестры амбулаторного приема, операционной, перевязочной, манипуляционной сестры.
Специфика работы медсестры УД заключается в следующем:
1. Необходимость знания и соблюдения стандартов нескольких специальностей.
2. Владение навыками работы разных специальностей.
3. Владение специфическими навыками: технической аппликации ультразвукового сканера, основами ультразвуковой визуализации и пр.
4. Отсутствие стандартов работы непосредственно медсестры отдела УД, необходимость в компиляции стандартов смежных дисциплин.
5. Отсутствие системы подготовки медсестер УД:
5.1. медсестры отдела УД проходят курсы специализации и повышения квалификации как хирургические сестры, приобретая навыки, не требующиеся им при работе в кабинете УД, и не получая ряда необходимых знаний и умений;
5.2. обучение и подготовка медсестры отдела УД возлагается на врача или заведующего отделом, реже – на более опытную медсестру, имеющую навыки работы в УД, полученные на своем рабочем месте, т.е. на лиц, не имеющих специальной подготовки в области методики преподавания;
5.3. обучение не регламентируется обязательным учебным планом, перечнем необходимых знаний и умений и пр.;
5.4. отсутствуют критерии оценки подготовки медсестры отдела УД, степень подготовки оценивается субъективно и не может быть документирована;
5.5. нет учебников и иных методических пособий по данному направлению;
5.6. юридически медсестра не несет ответственности за отсутствие специальных знаний и умений, не входящих в программу подготовки сестер хирургических.
6. Работа медсестры отдела УД требует ломки профессиональных стандартов, сформировавшихся в ходе предшествующей сестринской работы: например, работа в затемненном помещении, нестандартное расположение по отношению к операционному полю и т.д..
7. Необходимость «переключения» с одного вида деятельности на другой в течение рабочего дня (работа на консультативном приеме, участие в операции / манипуляции и пр.) требует психологической адаптации.
Выводы
Учитывая, что в настоящее время ультразвуковая диапевтика занимает все более прочные позиции в клинической практике, число структурных подразделений, выполняющих минимально инвазивные вмешательства под ультразвуковым контролем, растет, потребность в специально подготовленных для работы в них медсестрах имеет ярко выраженную тенденцию к возрастанию.
Работа медсестры отдела УД имеет ряд особенностей, важнейшей из которых является необходимость владения знаниями и умениями разных специальностей и специальными профессиональными навыками.
На сегодняшний день отсутствует система подготовки среднего медицинского персонала для работы в отделах УД, что влечет за собой проблемы профессионального, экономического и юридического плана. Единственно доступное в настоящее время обучение медсестры отдела УД на рабочем месте носит стихийный характер и не может считаться удовлетворительным.
Существует необходимость в обеспечении специальной профессиональной подготовки медсестер УД, которая может быть осуществлена в виде:
• спецкурса, входящего в программу медицинских училищ;
• курса специализации или повышения квалификации на базе последипломного образования;
• стажировки на рабочем месте при условии разработки комплекса регламентирующих документов.
Внедрение вышеизложенных мер будет способствовать повышению качества оказания лечебно-диагностической помощи в отделах, кабинетах и иных структурных подразделениях УД.